Михаил сразу начал с определения бизнеса: «купить подешевле и продать подороже». Кратко, ясно, лаконично. И без длинных заумных словечек, хочу заметить (хотя оное можно подписать и под термин «спекуляция», ну да ладно).
Конечно же, любой бизнес начинается с идеи. Присутствующим были представлены следующие критерии оценки идеи:
- Реализуемость (ну тут всё понятно – возможно ли вообще реализовать проект в принципе – звезду смерти, например, на данном этапе развития человечества спроектировать навряд ли возможно)
- Желание (имеется ли желание у автора идеи развивать её дальше)
- Масштабируемость (масштабы проекта)
- Имеющиеся ресурсы (из воздуха что-либо могут материализовать только маги или алхимики, но, к сожалению, собравшиеся ни теми, ни другими не были)
- Реальный спрос (на этом этапе следует изучить рынок и целевую аудиторию, которой будет интересен данный проект)
- Интуиция (можно назвать это просто – «человеческий фактор»)
Следующий слайд рассказывал о проекте – что это такое и с чем его едят. Процитирую определение (которое взято из настольной книги каждого управленца – A guide to the Project Management Body of Knowledge): «Проект – временное мероприятие, направленное на создание продуктов и услуг». Слайд переключился, и взору участников курса предстала «сущность проекта» во всей красе.
Дальше объяснялись причины инициации проекта:
- Требования рынка
- Нужды бизнеса
- Запрос заказчика
- Технологическое развитие
- Требование законодательства
- Социальные нужды
Всё это в общем или частном порядке может послужить причиной создания проекта – большого или маленького. Классификаций проектов по размеру всего три: монопроект (включает в себя одну предметную область и одну чёткую цель), мультипроект (объединяет в себе сразу несколько монопроектов общей направленности и набор общих целей) и, наконец, мегапроект (включающий в себя множество предметных областей и который в состоянии оказать значительное влияние на общество). Ярким примером последнего могут служить творения крупнейших корпораций – Apple или же Microsoft. Кто же не слышал о новом iPhone 5s? И уверен, что почти каждый житель этой страны пользуется операционной системой Microsoft Windows (легальной или нет – это уже другой вопрос).
Проекты подразделяются и по длительности: краткосрочный (1-2 года), среднесрочный (3-5 лет) и долгосрочный (более 5 лет). Конечно, можно провести чёткую грань между монопроектом и краткосрочным проектом и так далее. Но стоит ли? Не забываем про последний критерий оценки идеи: интуицию. Ну и фортуну, разумеется, тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Ещё один важный пункт – жизненный цикл (ничто не вечно) проекта. Перед заинтересованным слушателями на полотне появился график, который Михаил Эрман вполне обоснованно назвал «страшным». Впрочем, не так страшен чёрт, как его малюют (на самом деле он ещё страшнее) – на графике были изображены все уровни принятия решения, вплоть до окончания жизненного цикла проекта (начиная от концепции и заканчивая анализом результатов после завершения проекта).
На этом глава нулевая (в лучших традициях программистов) была закончена, но не закончена сегодняшняя лекция. Картинка на полотне сменилась – глава первая называется «Инициация». Главная мысль, которую я выделил для себя и спешу поделиться с вами, уважаемые читатели – создатель проекта должен быть аналитиком. Он должен уметь строить прогнозы на будущее (и вообще шикарно будет, если они будут сбываться, минуя горький опыт нерадивых экономистов). Не зря же главный закон управления проектами гласит: «Начало проекта определяется знанием результатов проекта».
Куда же без хитрых аббревиатур? Следующая глава поведала нам о концепции S.M.A.R.T., которая расшифровывается не иначе как S – specific (конкретная), M – measurable (измеряемая), A – achievable (достижимая), R – realistic (реалистичная), T – temporary (временная). Концепция эта мотивирует поставить перед собой цель, проанализировать результаты, которые будут получены, определить достижимость цели, проверить актуальность и, конечно, поставить крайний срок сдачи проекта (также известный как deadline, но о нём немного позже).
Следующий слайд познакомил нас с ещё одним английским словом – stakeholders (со слов Эрмана этот англицизм прочно закрепляется в русском языке). В переводе с языка туманного Альбиона – заинтересованные стороны. В данном и конкретном случае – стороны, заинтересованные в окончании проекта. Сюда можно записать, к примеру, спонсоров.
Слайд не переключился, но Михаил взял красный маркер, подошёл к доске и нарисовал треугольник – над левой гранью он поставил букву t (время), над правой – знак доллара (ресурсы), под нижней – букву Q (объём выполненных работ). Как выяснилось немного погодя, эта нехитрая конструкция называется проектным треугольником. Он наглядно показывает, что невозможно изменить один из вышеприведённых факторов, не повлияв на другие – всё взаимосвязано.
Перейдём теперь к «линии смерти», которая поистине ужасает работников своим неминуемым приближением. Её также нужно определять с умом – уложившись в сроки, моральный дух команды пойдёт прямо вверх, пропущенный же срок завершения приведёт к ровно противоположному эффекту (например, таким фактором может стать банальное отсутствие денег). Тут же нас познакомили и с понятием «Гибкий Deadline» и почему его лучше не использовать. Используя его, команда рискует никогда так и не закончить проект до конца – последний ящик всегда к её услугам. Нужны примеры? Достаточной зайти на любой форум программистов и убедиться, что действительно законченных проектов – раз-два и обчёлся. Темы с остальными висят мёртвым грузом. Ими бы как раз и неплохо пугать тех, кто предлагает использовать гибкий Deadline, но что-то я увлёкся.
Увидев, что мы, мягко говоря, подустали, Михаил решил предложить нам попрактиковаться в составлении устава проекта на основе данного нам на следующем слайде содержания, состоящего из восьми пунктов. Образовалось три группы, каждая из которых предлагала свой проект – один замечательнее другого. Тут и интернет-магазин косметики, тут и ситуационные игры и даже (да-да, я это записал!) «разработка технологии адаптационного выращивания кроликов». Желаю им успеха в достижении своей цели, ведь каждый проект заслуживает реализации (тем более, если этот проект касается пушистых наших братьев меньших).
Закончив с креативными творцами, Эрман продиктовал нам название следующей главы – «исследование реализуемости». Дрожащей рукой я записал тему и, довольный, закрыл блокнот.
На сегодня, пожалуй, хватит.
Руслан Губайдуллин
Специально для Пресс-службы Молодежного правительства
Фото автора